Дублинцы



Дублинцы (Dubliners) - сборник из 15 рассказов (в аудиоформате в группе представлено только 11) молодого Джойса, впервые опубликованный в 1914 году. В рассказах в импрессионистической манере изображена жизнь дублинцев средней руки. Некоторые из персонажей впоследствии будут введены автором в роман "Улисс".
В литературной критике утвердилось мнение, что в рассказах сборника покинувший Ирландию писатель стремился вскрыть не только причины, побудившие его уехать, но и предугадать свою судьбу, останься он на родине. Дублин предстаёт в книге как "кладбище душ", которые по-чеховски стремятся вырваться из душного мирка повседневности, но оказываются скованными социальными и психологическими путами.

В небольших зарисовках Джойс представляет нелицеприятную картину своих современников. Основной мотив – паралич людей, их мыслей, чувств и идей. Молодые и пожилые, богатые и бедные, – все одинаково пассивны, они не могут вырваться из окружающего болота, не могут ничего изменить. Редкие всплески настоящих живых чувств быстро гаснут и затихают. Рассказы очень характерные, персонажи живые и, несмотря на то, что речь идет о начале прошлого века, многие типажи знакомы и сейчас: молодой человек, мечтающий о стихотворении, которое он никогда не напишет, девушка не решающаяся убежать от тирании отца, мать, обманом удачно выдающая дочку замуж.

"МЁРТВЫЕ" — повесть Джеймса Джойса, завершающая сборник "Дублинцы". Считается шедевром английской новеллистики XX века. В "Мёртвых" писатель развил центральные темы западноевропейской прозы столетия: отсутствия понимания между людьми, одиночества, осознания своего места в окружающем мире. В 1987 г. Джон Хьюстон снял по мотивам повести одноимённый фильм, а в 1999 г. на Бродвее дебютировал мюзикл с Кристофером Уокеном в главной роли.

Предполагалось, что в сборник войдёт четырнадцать рассказов, однако проблемы с изданием "Дублинцев" отсрочили выход книги в свет и в окончательном варианте Джойс включил в него "Мёртвых", написанных в 1907 году. Как считал сам Джойс, в "Дублинцах" он "излишне сурово" обошёлся с Дублином, "уникальный островной колорит и гостеприимство" которого заслуживают особого внимания.

Повесть объединяет в себе мотивы всех рассказов сборника, однако в более тонкой и сложной трактовке. Её основная тема — невидимая, но прочная связь мёртвых и живых — отсылает к "Сёстрам", первому рассказу цикла.

Метафоре, завершающей "Мёртвых", литературоведы дают различное толкование. В Ирландии, засыпаемой снегом, видят и символ объединения живых и мёртвых, и Дублина с Западом страны, где, по мнению сторонников Ирландского Возрождения, жили истинные носители гэльской культуры, но также и образ паралича, охватившего всю страну.

На рождественский бал к престарелым сёстрам-музыкантшам и их племяннице, трём мисс Моркан, собираются друзья и родственники. Приходит и племянник Джулии и Кэт Моркан — журналист Габриел Конрой с женой Гретой.

В конце вечера Габриел видит в полумраке на лестнице Грету: она слушает старинную ирландскую песню, доносящуюся из зала. Тайна, исходящая от жены, её красота, заставляют Габриела вспомнить самые светлые эпизоды их супружества. Он с нетерпением ждёт момента, когда останется наедине с женой. Позже Габриел с удивлением замечает отчуждение и печаль Греты. Она признаётся: звуки песни напомнили ей мальчика, Майкла Фюрея, который любил её в юности и умер из-за неё.

Конрой неожиданно осознаёт, что всё, что ранее составляло предмет его гордости — фикция, что умерший юноша более жив, чем он, что "лучше смело перейти в иной мир на гребне какой-нибудь страсти, чем увядать и жалко тускнеть с годами".

"«Дублинцы» (1905-1914) - первое зрелое произведение Джойса. Значение этого сборника выходит за рамки лишь творчества Джойса. Это новый этап в развитии европейской новеллистики, не менее важный, чем чеховская проза.

Русский читатель «Дублинцев» непременно задаст себе вопрос: а нет ли прямого влияния Чехова на прозу ирландского автора Сам Джойс, когда его спрашивали об этом, отвечал отрицательно нет, не был знаком с творчеством Чехова в пору работы над «Дублинцами». Но кажется, что чеховские персонажи все эти жалкие, влачащие свои дни в пропыленных конторах клерки, люди «в футлярах», пошлые нувориши, интеллигенты, не знающие, куда приложить свои силы, женщины, задыхающиеся без любви, - перекочевали на страницы «Дублинцев».

Не только в большом мире царят холод, враждебность и пошлость. Нет тепла, понимания и сочувствия и дома. В рассказе «Аравия» сокровенная мечта мальчика купить своей подруге подарок - какой-нибудь пустячок - на благотворительном базаре грубо разбивается о черствость взрослых, забывших про его просьбу.

В своих мечтах герои Джойса уносятся в далекие восточные страны, на Дикий Запад, в привольное царство ковбоев. Но как только мечта попадает в сонное царство Дублина, на нее сразу же ложится печать тления. Дублинский благотворительный базар с заманчиво звучащим восточным названием «Аравия» - это жалкая пародия на настоящий праздник.

Вот детство позади. Следующая стадия - юность. Эвелин, героиня одноименного рассказа, хотя и понимает, что в Ирландии ее ожидает участь не лучшая, чем судьба сошедшей с ума матери, не в силах порвать с тупой
работой, убожеством дома и всего монотонного существования. Трагедия не только Эвелин, но целого поколения ирландцев в том, что им не хватает сил на действие.
«Моим намерением, - писал Джойс, - было написать главу из нравственной истории моей страны, и я выбрал местом действия Дублин, поскольку, с моей точки зрения, именно этот город является центром паралича».

Паралич для Джойса - это средоточие ненавистных ему пороков современной ирландской жизни косности, низкопоклонства, коррупции, культурной отсталости, «пошлости пошлого человека». Дублин интересовал его не только как город, жизнь и нравы которого ему были знакомы до мелочей, но и как древнейшая столица мира, то есть как воплощение города, а следовательно, и многообразия социальной и духовной жизни человека.

Близость творческих установок Джойса и Чехова видна и в поэтике. Оба писателя видели зловещие признаки духовного нездоровья своих современников в мелочах быта, поведении, походке, интонации, там, где другая рука, привыкшая к более размашистым мазкам, не нашла бы ничего заслуживающего внимания. Описывая в своих рассказах эту область житейских неурядиц, утверждая бесфабульность как художественную норму, Джойс и Чехов обосновывали новый тип эстетики. В мире, где всем завладела пошлость, нет и не может быть ничего нового. Рассказывать не о чем, можно лишь бесстрастно фиксировать в слове тягостное течение жизни. Боясь оказаться навязчивым, автор как бы предоставляет возможность читателю самому читать текст. Но текст так продуман и до такой степени драматизирован, что и в самом деле есть только одна возможность в одном-единственном месте текста написать: «Идет дождь».

Голос автора чаще всего заглушен многоголосием других персонажей. Голоса «живут в прозе, в словах, передающих их социальный уровень, духовное развитие, представление о нравственности». В этой новой прозе, где повествовательные возможности классического текста (проза Пушкина, Диккенса, Теккерея), как писал Горький, доведены до предела, приговор произносит не автор, но сама проза.

Проза Джойса обнаруживает немалое сходство с музыкальным произведением, и в частности с симфонией, в которой, благодаря тщательно продуманной системе лейтмотивов, постоянно проводятся главные темы. Технике лейтмотива Джойс учился у Вагнера. Уже в своей ранней прозе он разработал этот прием до такого совершенства, что с его помощью связал воедино внешне разобщенные факты, случайные события и перебросил мост от бытового плана к плану символическому. И точно так же, как в симфонии, когда кажется, что главная тема отзвучала, главная тема «Дублинцев» - тема смерти, духовной и физической, - вдруг врывается и звучит, с новой силой напоминая о себе.

Таков завершающий аккорд сборника - рассказ «Мертвые», шедевр не только психологической прозы раннего Джойса, но и всей английской новеллистики XX века. Это история прозрения Габриела Конроя, педагога и журналиста, самоуверенного человека, души общества, блестящего оратора, прекрасного мужа. И вдруг оказывается, что все эти характеристики - фикция. Габриел Конрой, так гладко и красиво рассуждающий об ирландском духе, не хочет отдать свои силы родине, и его любование национальными обычаями - не более чем поза.

Показав социальную несостоятельность своего героя, Джойс подвергает его другой, еще более жестокой и важной для него проверке - экзамену на человечность Сцена «человечного» разоблачения Габриела Конроя происходит, когда он узнает причину тяжелого настроения своей жены Греты. Старинная ирландская баллада вызвала в памяти Греты образ Майкла Фюрея, юноши, который некогда любил ее и умер, после того как простоял под дождем у ее окна в вечер разлуки.

Горькая ирония - в том, что умерший Майкл Фюрей - единственно живой в веренице духовных мертвецов «Дублинцев», поскольку в своей жизни руководствовался самым важным законом - законом любви. Он тот, кто разбудил не только Грету, но и Габриела от духовной спячки.

Темы, занявшие центральное место в западной прозе XX века, - взаимонепонимание, немота, отчужденность людей друг от друга и от мира, одиночество, мучительные поиски своего «я» - были поставлены Джойсом в его рассказах еще в начале столетия.

Проза «Дублинцев» - проза урбанистическая. Дублин - настоящий герой рассказов. Его самостоятельная жизнь лишь подчеркивает ощущение заброшенности персонажей Джойса. Они кружат по его улицам, а город молча, без сострадания взирает на них. И только в «Мертвых» действие - если можно определить происходящее с Конроем этим словом - переносится на природу: спертая, застоявшаяся атмосфера разряжается потоком морозного воздуха. Прекрасная, лирическая в своей тональности картина падающего снега, примиряющего все горести и разрешающего все противоречия, реализует конечную задачу Джойса - соединить «сейчас и здесь» с
Контакты:
Адрес:
Строительная, 111-А
119311
Москва,
Телефон:+7 (915) 683 05-84,
Электронная почта: contact@poofs.ru Мебель и Интерьеры

Дублинцы

Оцените новость

  • Ваша оценка
Итоги:
Проголосовало людей:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательны для заполненеия - *

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читайте также
  • Самые лучшие книги о женщинах

    романы о любви и страсти, ревности и страданиях – истории мировой литературы, которые стоит почитать: 1. дэвид лоуренс: «любовник леди чаттерлей» роман английского писателя дэвида лоуренса впервые был опубликован в 1928...

  • Как начать новую жизнь: 50 пунктов

    вы хотите изменить жизнь и карьеру вы отчаянно нуждаетесь в деньгах вы ненавидите коллег или коллеги ненавидят вас это руководство из 50 пунктов помогает вам начать все с чистого листа. умереть или возродиться ― решайте...

  • 10 интересных книг с идеями бизнеса

    1) джеймс адамс. разблокируй свой разум. техника поиска оригинальных решений сложных проблем и генерации гениальных идей. творческими способностями обладает каждый человек. однако в силу тех или иных обстоятельств наш...

  • Что бедные люди думают про деньги

    у бедных людей существует целая мифология вокруг денег. существует целая подборка бреда, связанного с суевериями и мифами про деньги. множество пословиц про деньги, в том числе и религиозного характера. иногда мне...

  • ????ТОП 20 книг-бестселлеров для достижения успеха ????

    брайан трейси. достижение максимума. 12 принципов. эта книга поможет вам высвободить и развить в себе все скрытые навыки и сильные стороны, чтобы добиться успеха. если применять на практике все эти 12 принципов, то...

  • ????Как создавать прорывные идеи: 15 работающих методик

    креативные методики помогут всесторонне изучить проблему, ускорить процесс генерации идеи, найти множество решений и снять психологические блоки. ????1. мозговой штурм ▪что мозговой штурм, или брейншторм, — известная...

  • 35 уроков, как найти в себе силы????

    1. вы — это не ваше прошлое. — каким бы хаотичным ни было ваше прошлое, перед вами лежит чистый, свежий и открытый путь. вы — это не ваши прошлые привычки. вы — это не ваши прошлые ошибки. вы — не то, как к вам кто-то...

  • 90 способов улучшить свою жизнь

    1. каждый день это новый старт. не привязывайтесь к тому, что произошло вчера, позавчера или позже. сегодня новая жизнь и даже если что-то раньше было не так — вы обязательно будете пробовать снова и снова. 2. будьте...

  • Что делали успешные люди, когда им было 25 лет

    когда говорят об успехе, имеют в виду результат направленных усилий, а не то, что приходит само собой. если человек становится миллионером в результате цепи событий, закономерных или случайных, вряд ли это можно назвать...

  • 25 самых выдающихся книг о бизнесе и менеджменте 

    1 век абсурдов (1989), чарльз хэнди профессор лондонской школы бизнеса рассказывает о драматических переменах в повседневной и рабочей жизни людей. новые технологии отменяют привычные правила и способы работы. книгу...

  • 25 самых выдающихся книг о бизнесе и менеджменте

    1 век абсурдов (1989), чарльз хэнди профессор лондонской школы бизнеса рассказывает о драматических переменах в повседневной и рабочей жизни людей. новые технологии отменяют привычные правила и способы работы. книгу...